История возникновения нашего аула
147 лет назад аул располагался на месте, где сейчас поселок Тульский, административный центр Майкопского района Адыгеи. Переселенные с этого места на «низину» аульчане, гласит предание, разделились: часть из них, которую возглавил Егерух, основала аул Егерухай, другая во главе с Джераком - Джерокай, расположенный неподалеку от него. Вместе с тем, этнографы выделяют егерухаевцев, как отдельный адыгский субэтнос, говорящий на особом диалекте темиргоевского наречия.
Небольшой отрывок из «Истории казачества»
Егерукай (Еджэрыкъуае) – один из адыгских племен. Самоназвание еджэрыкъуай исходит от их лидера - Еджэрыкъо. Об этом племени известно очень мало. До 1849 г. они жили по левому берегу реки Лабы, затем бежали за реку Белую. В настоящее время расселились по равнинам рек Улы, Пчага и Пшибса. Племя это малочисленно. Урочище Майкоп, недалеко от нынешнего положения города, в древности было местом народных собраний абадзехов. Это место представляло собой буквально угол, оно находилось на стыке земель трех адыгейских сообществ: абадзехов, егерукаев и мамхегов. Егерукаи, в отличае от остальных племен, жили мирно и тихо. По некоторым данным, их причисляли к темиргойцам, считая, что темиргойцы и егерукаи были объединены Болотоковыми. Сам я считаю, что егерукаи вправе считаться самостоятельным племенем, т.к. у них был свой диалект, свои особенности, консервативные устои, передававшиеся дальнейшему поколению в той форме, которую они сами унаследовали. Я не встречал европейских источников, говорящих что-нибудь об этом племени. Как мне кажется, царская администрация только и искала повод для развертывания масштабных действий по ликвидации егерукаев.
Хочу подтвердить свою мысль небольшим примером.
В 1838 г. горские армяне обратились с просьбой к генералу Зассу (правильнее - фон Зейсс) защитить их от темиргоев и егерукаев. Он ответил согласием и лично возглавил переселение спасенных им армянских семей к основанному им Армавиру.
Все это и многие обстоятельства послужили тому, что доведенный до крайнего ожесточения, егерукайское племя, забыв о своем мирном отношении к другим народам, взяло в руки оружие, шорох которого не умолкал почти до конца Кавказской войны.
В данное время егерукаи живут в ауле Егерухай, Кошехабльского района. От них на Кавказе, как от абадзехов, мамхегов и натухацев остался только один аул с населением 3259 человек.
Конечно, егерукаи, как и все другие племена, довольно сильно изменились после Кавказской войны. Я бы не торопился брать это племя, как образец настоящего адыгского племени. Это хорошо, что у них такая горячая кровь, соорганизованность, но направлять эту энергию против братьев из других племен – я считаю идиотизмом. В этом и заключается их основной минус. Но глупо будет судить и о всех…
Егерукаи сохранили и положительные черты. Они относятся друг к другу, как члены одной семьи. Я восхищаюсь их сплоченностью…
Юсупов Заур Тагирович
а. Хакуринохабль